Эти менеджеры работают с работниками и клиентами, служат буфером между высшим руководством и всеми остальными. Конкретные роли и функции управляющего среднего звена зависят от размера организации, устройства и корпоративной культуры. Рассмотрим, кто относится к руководителям среднего звена и как их подбирать.
Что значит руководитель среднего звена?
Средний менеджмент включает все руководящие должности в иерархической системе фирмы, которые находятся ниже ключевых руководящих должностей и выше рядовых работников. Они подчиняются руководству, имеющему исполнительные должности — генеральному или финансовому директору. Руководители среднего звена курируют офис, подразделение или группу работников.
В отличие от старшего руководства, фокусирующего на общей стратегии и долгосрочном планировании, менеджеры среднего уровня занимаются ежедневными вопросами, которые возникают в сегменте или отделе. Они концентрируются на непосредственном взаимодействии с работниками, а также:
- Выступают коммуникаторами для высшего руководства, особенно при управлении изменениями. Они понимают последствия организационных изменений и знают, как внедрять их в нужном темпе, используя правильных людей.
- Улучшают моральный дух, защищая интересы работников. Они повышают доверие, выслушивая сотрудников и стараясь удовлетворить их потребности. На удаленных и гибридных рабочих местах менеджеры поддерживают вовлеченность персонала.
- Помогают обеспечивать следование работниками политике, процедурам и культуре фирмы. Это позволяет формировать здоровую структурированную рабочую среду, которая способствует производительности персонала.
Права и обязанности руководителя среднего звена
Управленцы среднего уровня обычно имеют широкий спектр функций, которые различаются в зависимости от масштабов и устройства организации. В небольших компаниях они отвечают за все повседневные операции — планирование, бюджетирование, кадровое обеспечение. На более крупных предприятиях эти специалисты курируют деятельность направлений — кадры, маркетинг, продажи.
Наиболее распространенными обязанностями среднего руководства являются:
- разработка и внедрение ежедневных процедур для офиса, филиала или отделения;
- мониторинг эффективности деятельности персонала;
- назначение и контроль рабочих задач;
- обеспечение соответствия процессов общим руководящим принципам предприятия;
- вдохновение и поощрение кадров к достижению лучших результатов;
- разработка идей по повышению производительности на предприятии или в отделе;
- подбор и удержание сотрудников с почасовой или окладной оплатой;
- интерпретация генеральной стратегии компании и ее воплощение в повседневную политику;
- распределение ресурсов внутри филиала, офиса или подразделения;
- передача отчетов о проблемах и результатах работы на более высокий уровень руководства.
Компетенции руководителя среднего звена
Для начальников среднего уровня особо важны навыки межличностного общения, поскольку они связывают старшее руководство и линейных сотрудников. Они одновременно руководят командами и отчитываются перед другими. Двойственная природа этих ролей может быть сложной, требует самоотверженности и сосредоточенности.
К основным компетенциям средних управленцев относятся:
- Коммуникативность. Качественная вербальная и невербальная коммуникация помогает точно передавать информацию, что способствует эффективной реализации организационных планов.
- Мотивация. Специалисты контролируют работу группы людей, мотивируют подчиненных качественно и вовлеченно выполнять профессиональные задания, используя материальные и нематериальные поощрения.
- Лидерство. Управляющие ведут людей к совместной деятельности, синергии и достижению целей.
- Подбор персонала. Лидерам нужна сплоченная команда с достаточной компетенцией, чтобы поддерживать результативное выполнение задач отделения, поэтому им важно отбирать и развивать подчиненных, организовывать работу команды.
- Делегирование. Специалисты делегируют часть полномочий исполнителям младшего уровня. Они должны грамотно распределять задачи и контролировать их выполнение.
- Управление. Менеджеры требуют от подчиненных ответственности, поощряют и стимулируют их эффективно выполнять работу, достигать поставленных целей.
- Принятие решений по функциональным направлениям. Лидеры обладают навыками эффективного принятия решений, в том числе в нетривиальных ситуациях.
- Функциональная компетентность. Специалистам требуются функциональные умения и знания. Например, финансовый директор должен понимать и уметь анализировать финансовые данные.
Руководитель среднего звена: должности
Предприятию может требоваться несколько средних управляющих либо обширная система ранжирования среднего звена. Чем крупнее компания, тем больше у нее уровней управления. По мере роста бизнеса возрастает потребность в привлечении новых лидеров.
Управляющие среднего уровня могут работать на следующих должностях:
- директор по кадрам;
- начальник отдела;
- управляющий магазином;
- региональный директор;
- директор по продажам.
Как найти руководителя среднего звена?
Средний менеджмент — связующий элемент между стратегией и деятельностью предприятия. Эти сотрудники отвечают за то, чтобы стратегия, исходящая от руководства, доходила до исполнителей, и передают информацию о реальном положении дел лицам, принимающим ключевые решения. Средние должности несут ответственность за управление различными направлениями деятельности фирмы, и их некачественная работа может привести к краху возглавляемого направления.
Чтобы организация стабильно и эффективно функционировала, при поиске средних управленцев необходимо:
- определить обязанности должности и требуемые компетенции;
- определить качества лидера, основываясь на специфике и структуре бизнеса;
- обозначить культуру и ценности компании, которые должны разделять подчиненные;
- проанализировать карьерный путь кандидата, размер команд, которыми он руководил, и его навыки использования ресурсов;
- провести собеседование, чтобы выяснить, как соискатель видит перспективы развития бизнеса;
- смоделировать среду лидерства, чтобы увидеть, как человек действует в качестве лидера.
Начать поиск претендента можно внутри предприятия: действующие работники уже знакомы со спецификой его деятельности и разделяют культуру. В этом случае следует подготовить потенциальных кандидатов на руководящие должности, создав должность помощника менеджера, которая позволит сотруднику приобрести управленческий опыт перед продвижением по службе.
Лучший способ привлечь претендента со стороны — подобрать менеджера через агентство. Опытные рекрутеры найдут проактивного и дальновидного специалиста, который будет совпадать с компанией по ценностям и смыслам, обладать необходимыми умениями и компетенциями.